В татарстанской геральдике наметилась птичья волна
6 июля 2005 года

Правда, с тех пор он продвинулся не слишком далеко. Дает о себе знать трудность выбора подходящего субъекта для олицетворения территории. Лучше всего для этой цели, конечно, подошли бы лики глав местных администраций, помещенные в серебряном геральдическом поле ("серебро" или попросту белый цвет в геральдике символизирует чистоту, благородство и великодушие). Но у этой выигрышной со всех сторон идеи есть минус: такие гербы придется слишком часто менять... А другой объединяющий символ найти трудно.

Вероятно, поэтому сегодня лишь 5 местных гербов татарстанского происхождения официально утверждены и внесены в Государственный геральдический регистр России и реестр Татарстана. Два из них - зеленодольский и бавлинский - еще советского времени. Казанский Зилант (герб исторического происхождения) был узаконен в декабре прошлого года. В начале этого года официально признан челнинский челн (примечательно, что число его весел соответствует числу перьев на крыле геральдического Ак барса). А недавно клуб гербоносителей пополнил собой Черемшанский район. Честь разработки его герба принадлежит Геральдическому совету при президенте РТ, а также (и в большей степени) Союзу геральдистов России.

Описание герба звучит так: "В червлёном (красном) поле стоящая на зелёной узкой оконечности серебряная стена, выложенная из камней неправильной формы, с аркой в цвет поля; на стене сова того же металла". Все эти символы появились на черемшанском гербе не так просто, а из истории с географией.

В XVIII веке на территории современного Черемшанского района проходила вторая закамская "черемшанская" пограничная линия, а в 1732 - 1736 годах были построены черемшанская и шешминская крепости - вот и крепостная стена на гербе. К тому же в геральдике стена является символом надежности, прочности, а также и самостоятельности - стало быть, о дотациях из республиканского бюджета черемшанцам отныне лучше и не поминать.

Сова, в свою очередь, олицетворяет бдительность, проницательность и мудрость. И следовательно, служит на гербе не только продолжением "пограничной" тематики, но и достойным заменителем лика главы района (см. выше). Ну а наличие арки - открытых ворот - говорит о гостеприимстве и доброте местных жителей.

Сейчас в работе еще несколько гербов. Для Лаишева готовится исторический герб, жалованный ему Екатериной II в 1781 году (тогда же, когда она назначила Зиланта гербом Казани), - ладья. Это, между прочим, будет уже третье плавсредство на официальном татарстанском гербовом рейде. Первым был зеленодольский кораблик, вторым - челнинский челн. Но лаишевская ладья в отличие от них не имеет паруса.

Для Нижнекамска разрабатывается сразу несколько проектов, причем некоторые - собственными силами. Правда, практики относятся к гербам, разработанным не геральдистами (да еще если эти работы, упаси боже, "прошли в герба" по конкурсу), с некоторой осторожностью. Ведь бывает (в Калининграде, например, такое недавно было), что победитель конкурса начинает предъявлять авторские права и чуть ли не требовать авторского сбора за каждое воспроизведение его "картинки". Но зато среди местных нижнекамских проектов уже есть пластически очень интересный символ - волна, преобразующаяся в чайку.

Есть уже наметки и для герба Ютазинского района: на красном поле вокруг солнца три белых жаворонка. Почему именно жаворонки? Да потому что жаворонок, как известно из пьесы В. Шекспира "Ромео и Джульетта", - предвестник утра, а Ютазинский - самый восточный из районов республики, и, следовательно, утро именно оттуда начинает свое шествие по просторам Татарстана!

Откуда, вот интересно, пошла эта птичья мода? Может, от казанского Зиланта, который хотя и змей, но крылья имеет и за последнее время стал безобидным, как воробышек. А может, от вековой мечты: эх, бросить бы все да и улететь подальше!..

Марина ЮДКЕВИЧ, "Вечерняя Казань"